Обществознание

Аннотация к рабочим программам по обществознанию для 5-9 классов.

 

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы.

Рабочие программы составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе; правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных норм  и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.

  1. Цель изучения обществознания.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в отведенный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоение на уровне функциональной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно- бытовых отношений.

 

    3. Структура дисциплины- обществознания.

Последовательность в рабочих программах по обществознанию в 5-9 классах, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. Открывается курс темой «Человек», далее тема «Семья» и «Школа». Через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни изучается тема «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина».

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне. Тема «Человек в социальном измерении» дает представление о личности и ее социальных качествах. Тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. Проблема качеств, свойственных человеку, посвящена тема «Нравственные основы жизни»

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина РФ. Соответственно курс дает им две необходимые на этом  рубеже социализации темы. Первая из них – «Регулирование поведения людей в обществе». Вторая тема – «Человек в экономических отношениях»

В 8 классе предложены четыре темы: «Личность и общество», «Сфера духовной культуры», «Социальная сфера», «Экономика»

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», уроки посвящаются вопросам теории права, другая – отраслям права.

  Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование  разнообразных средств и методов обучения

4. Основные образовательные технологии.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий

В условиях общественной неустойчивости  человек должен обладать высокой адаптивностью, чтобы сохранить свою индивидуальность. Именно поэтому на уроках обществознания я уделяю пристальное внимание воспитанию общей культуры личности, развитию у человека умения защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды. Укрепление здоровья детей рассматриваю как важное условие их разностороннего развития и обеспечения их нормальной жизнедеятельности, поэтому регулярно на уроках обществознании использую здоровьесберегающие технологии.

Наряду с этим использую современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии:

·                     методы творческой групповой работы;

·                     личностно-ориентированное обучение;

·                     развивающее обучение;

·                     проблемное обучение;

·                     исследовательская деятельность

·                     разнообразные формы работы: уроки-экскурсии, уроки-лекции, семинарские занятия, дискуссии, уроки-исследования, игровое моделирование, уроки диалога и другие.

·                     Использование на уроках технологии уровневой дифференциации, личностно-ориентированное обучение, коллективные способы обучения;

         5. Требования к результатам освоения дисциплины.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса являются:

·                     мотивированность на посильное и сознательное участие в жизни общества;

·                     заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

·                     ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

·                     умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность

·                     умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

·                     способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

·                     овладении различными видами публичных выступлений и следовании этически нормам и правилам ведения диалога;

·                     умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе  с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на:

1)                  использование элементов причинно-следственного анализа;

2)                  исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3)                  определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4)                  поиск и извлечение  нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5)                  перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;Хочу такой сайт

6)                  подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7)                   оценку своих учебных достижений, поведения черт своей личности с учетом мнении других людей;

8)                  определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

·                     относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

·                     знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятии;

·                     знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

·                     умения находить нужную социальную информацию в в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

·                     понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человек и развитии общества;

·                     знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих  регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

·                     приверженность гуманистическим и демократически ценностям, патриотизм и гражданственность;

·                     знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

·                     понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

·                     понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

·                     понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

·                     знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

·                     знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

·                     понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

·                     понимание значения коммуникации в межличностном общении;

·                     умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

·                     знакомство с отдельными примами и техниками преодоления конфликтов;

·                     ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности

 

6.      Общая трудоемкость дисциплины.

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 175 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования в том числе: в V, VI, VII, VIII, IX классах по 35 часов, из расчёта 1 час на неделю. 

Программа рассчитана на 175 учебных часов, на пользования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий:

5 класс - 1 час в неделю - 35 часов в год, 35 учебных недель

6 класс - 1 час в неделю - 35 часов в год, 35 учебных недель

7 класс - 1 час в неделю - 35 часов в год, 35 учебных недель

8 класс - 1 час в неделю - 35 часов в год, 35 учебных недель

9                         класс - 1 час в неделю - 35 часов в год, 35 учебных недель

 

 

 

7.  Формы контроля.

 

1.                  Индивидуальный опрос

2.                  Фронтальный опрос

3.                  Тестовый контроль

4.                  Презентация

5.                  Диктант

Общество 5-9 кл..doc (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(989)489-02-92

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».