Обществознание
Аннотация к рабочим программам по обществознанию для 5-9 классов.
- Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Изучение
обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного
выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей
ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и
правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и
гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа
и использования социальной информации; сознательного неприятия
антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить
достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в
современном российском обществе для продолжения образования и работы.
Рабочие
программы составлены на основе Федерального государственного образовательного
стандарта общего образования. Содержание основного общего образования по
обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты
изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе;
правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными
содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения,
совокупность моральных норм и гуманистических
ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.
- Цель изучения обществознания.
Изучение обществознания в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в отведенный период социального
взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического
мышления в процессе восприятия социальной информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического
образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской
ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
РФ;
- освоение на уровне функциональной адаптации: об обществе;
основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах
личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений;
механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения
типичных задач в области социальных отношений; экономической и
гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной
познавательной деятельности; правоотношений; семейно- бытовых отношений.
3. Структура дисциплины- обществознания.
Последовательность
в рабочих программах по обществознанию в 5-9 классах, обусловлена, помимо учета
общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также
особенностями построения учебного содержания курса для подростков.
Программа
предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения
курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Содержание
первого этапа курса (5-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту
В
5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер,
связанный с проблемами социализации младших подростков. Открывается курс темой
«Человек», далее тема «Семья» и «Школа». Через раскрытие важнейшей стороны
человеческой жизни изучается тема «Труд» до самого общественно значимого – тема
«Родина».
В
6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на
более высоком уровне. Тема «Человек в социальном измерении» дает представление
о личности и ее социальных качествах. Тема «Человек среди людей» характеризует
его взаимоотношения с другими людьми. Проблема качеств, свойственных человеку,
посвящена тема «Нравственные основы жизни»
В
7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им
исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина РФ. Соответственно курс
дает им две необходимые на этом рубеже
социализации темы. Первая из них – «Регулирование поведения людей в обществе».
Вторая тема – «Человек в экономических отношениях»
В
8 классе предложены четыре темы: «Личность и общество», «Сфера духовной
культуры», «Социальная сфера», «Экономика»
В
9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика»
дает обобщенное представление о власти и отношениях по поводу власти,
раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами
общества. Заключительная тема «Право», уроки посвящаются вопросам теории права,
другая – отраслям права.
Достижение поставленных целей, успешное
овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения
4.
Основные образовательные технологии.
Особого
внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий
В
условиях общественной неустойчивости
человек должен обладать высокой адаптивностью, чтобы сохранить свою
индивидуальность. Именно поэтому на уроках обществознания я уделяю пристальное
внимание воспитанию общей культуры личности, развитию у человека умения
защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды.
Укрепление здоровья детей рассматриваю как важное условие их разностороннего
развития и обеспечения их нормальной жизнедеятельности, поэтому регулярно на
уроках обществознании использую здоровьесберегающие технологии.
Наряду
с этим использую современные педагогические и информационно-коммуникационные
технологии:
·
методы творческой групповой работы;
·
личностно-ориентированное обучение;
·
развивающее обучение;
·
проблемное обучение;
·
исследовательская деятельность
·
разнообразные формы работы: уроки-экскурсии, уроки-лекции,
семинарские занятия, дискуссии, уроки-исследования, игровое моделирование,
уроки диалога и другие.
·
Использование на уроках технологии уровневой дифференциации,
личностно-ориентированное обучение, коллективные способы обучения;
5. Требования к результатам
освоения дисциплины.
Личностными результатами выпускников
основной школы, формируемыми при изучении содержания курса являются:
·
мотивированность на посильное и сознательное участие в жизни
общества;
·
заинтересованность не только в личном успехе, но и в
благополучии и процветании своей страны;
·
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви
и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
Метапредметные результаты изучения
обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
·
умении сознательно организовывать свою познавательную
деятельность
·
умении объяснять явления и процессы социальной
действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
·
способности анализировать реальные социальные ситуации,
выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
·
овладении различными видами публичных выступлений и
следовании этически нормам и правилам ведения диалога;
·
умении выполнять познавательные и практические задания, в том
числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной социальной практике на:
1)
использование элементов причинно-следственного анализа;
2)
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3)
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4)
поиск и извлечение
нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5)
перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор
знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6)
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7)
оценку своих учебных
достижений, поведения черт своей личности с учетом мнении других людей;
8)
определение собственного отношения к явлениям современной
жизни, формирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения
выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
·
относительно целостное представление об обществе и человеке,
о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности
людей;
·
знание ряда ключевых понятий об основных социальных
объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти
понятии;
·
знания, умения и ценностные установки, необходимые для
сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в
пределах своей дееспособности;
·
умения находить нужную социальную информацию в в
педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя
основные обществоведческие термины и понятия;
·
понимание побудительной роли мотивов в деятельности
человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в
жизни человек и развитии общества;
·
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и
правил, понимание их роли как решающих
регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
·
приверженность гуманистическим и демократически ценностям,
патриотизм и гражданственность;
·
знание особенностей труда как одного из основных видов
деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном
обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
·
понимание значения трудовой деятельности для личности и для
общества;
·
понимание специфики познания мира средствами искусства в
соотнесении с другими способами познания;
·
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни
общества;
·
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в
сравнении с другими видами деятельности;
·
знание новых возможностей для коммуникации в современном
обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для
поиска и обработки необходимой социальной информации;
·
понимание языка массовой социально-политической
коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
·
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
·
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,
вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения;
·
знакомство с отдельными примами и техниками преодоления
конфликтов;
·
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви
и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к
высшей ценности
6.
Общая трудоемкость
дисциплины.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 175 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования в том числе: в V, VI, VII, VIII, IX классах по 35 часов, из расчёта 1 час на неделю.
Программа рассчитана на 175 учебных часов, на пользования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий:
5 класс - 1 час в неделю - 35 часов в год, 35 учебных недель
6 класс - 1 час в неделю - 35 часов в год, 35 учебных недель
7 класс - 1 час в неделю - 35 часов в год, 35 учебных недель
8 класс - 1 час в неделю - 35 часов в год, 35 учебных недель
9 класс - 1 час в неделю - 35 часов в год, 35 учебных недель
7. Формы контроля.
1.
Индивидуальный опрос
2.
Фронтальный опрос
3.
Тестовый контроль
4.
Презентация
5.
Диктант