История
Аннотация к
рабочей программе по
ИСТОРИИ
5-9 классы
Рабочая программа предназначена для обучающихся с 5 по
9 классы. Содержание предмета выстроено с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, выполнения требований к
уровню подготовки обучающихся, психолого-педагогических принципов, возрастных
особенностей школьников, а также их разноуровневой подготовкой к продолжению
получения образования на уровне
основного общего образования.
Рабочая программа включает следующие разделы:
Ø пояснительную записку, раскрывающую
характеристику и место учебного предмета в учебном плане школы, цели его
изучения, основное содержание обучения;
Ø учебно-тематический план с распределением учебных часов;
Ø требования к уровню подготовки
обучающихся;
Ø формы контроля уровня достижений
обучающихся и критерии оценки;
Ø учебно-методическое обеспечение;
перечень учебного оборудования и наглядных пособий.
Цели предмета:
• воспитание патриотизма, уважения к
истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим
принципам общественной жизни;
• освоение знаний о важнейших событиях,
процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической
преемственности;
• овладение элементарными методами
исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической
информации;
• формирование ценностных ориентаций в
ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными,
этно-национальными традициями;
• применение знаний и представлений об
исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в
межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других
народов и стран.
Задачи изучения истории:
·
формировать у молодого поколения ориентиры для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
·
дать обучающимся знания об основных этапах развития человеческого общества ХХ
века в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах
при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
·
воспитать обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству -
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
·
развивать способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
·
формировать у школьников умения применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Рабочая программа по предмету история составлена на основе следующих нормативно-правовых актов и
документов:
Ø Федеральный закон от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Ø Приказ Минобразования Российской
Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования».
Ø Приказ Министерства образования Российской Федерации
от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
Используемый учебно-методический комплект:
5 класс «История Древнего мира»:
1.
Вигасин А.А.
История древнего мира: учебник для 5 класса общ-х учрежд. – 7-е изд. – М.:
просвещение, 2007.
2.
Годер Г.И.
рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс, в 2-х частях.
3.
Атлас по
истории древнего мира с набором контурных карт
6 класс «История средних веков»:
1.
Агибалова
Е.В. История средних веков: учебник для 6 класса общ. Учреждений / Е.В.
Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – 15-е изд. – М.: Просвещение,
2008. 272 с
2.
Крючкова
Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.
Агибалова «История средних веков». М.: Просвещение, 2013.
3.
Атлас с
набором контурных карт по истории средних веков
6 класс «История Отечества»:
1. Данилова АА, Косулина ЛГ.: учебник
для 6 класса общ-х учр-й.- 6-е изд.-М.:
Просвещение,2013.
2. Артемов А.Н. Рабочая тетрадь по
истории Отечества. Россия с древнейших времен до н.17 века. 6 класс. – М.:
просвещение, 2014.
3. Атлас с набором контурных карт по
истории Отечества с древнейших времен до конца 18 века
7 класс «История России. XVII-XVIII век»:
1. «История России конца XVI–ХVIII век»
А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, 2013;
2. Данилов, А. А. История России: конца
XVI – XVIII век: рабочая тетрадь / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.:
Просвещение, 2008.
3.
Атлас с
набором контурных карт по истории Отечества с древнейших времен до конца 18
века
7 класс «Новая история, 1500-1800 гг»:
1. Юдовская, А. Я. Всеобщая история.
История Нового времени, 1500–1800 гг.: учебник для 7 классов
общеобразовательных учреждений / А. Я. Юдовская, А. А. Баранов, Л. М.
Ванюшкина. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
2.
Юдовская, А.
Я. Новая история 1500–1800 гг.: рабочая тетрадь / А. Я. Юдовская;
3.
Атлас с
набором контурных карт по новой истории
8 класс
«История России, 19 век»:
1.
Данилов, А.
А. История России XIX век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г.
Косулина. – М.: Просвещение, 2008;
2.
Данилов, А.
А. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век» / А. А. Данилов,
Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2007;
3.
Данилов, А.
А. История России. XIX в.: рабочая тетрадь в 2 ч. / А. А. Данилов, Л. Г.
Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
4.
Атлас с
набором контурных карт по истории России. 19 век
8 класс
«Новая история, 1800-1913 гг»:
1.
Юдовская, А.
Я. Новая история. 1800–1913 гг. 8 класс / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов. –
11-е изд. – М.: Просвещение, 2007;
2. Юдовская, А. Я. Рабочая тетрадь в
2 частях. 8 класс / А. Я. Юдовская.
3. Юдовская А.Я. Поурочное разработки к учебнику
«Новая история»:1800-1913: 8-й кл.: к учебнику Юдовской А.Я. и др. – М.:
Просвещение, 2008.
4. Атлас
с набором контурных карт по новой истории
9
класс
«История. XX век»:
1.
Данилов
А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, ХХ – начало ХХI века:
учебник для 9кл. общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2007.
2.
Сороко-Цюпа
О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9кл.учебник для
общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2010.
Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации отводится 350 часов для обязательного изучения
учебного предмета «История» на этапе основного общего образования в том числе:
в V, VI, VII, VIII, IX классах по 70 часов, из расчёта 2 часа на неделе.
Программа рассчитана на 350 учебных
часов, на пользования разнообразных форм организации учебного процесса,
внедрения современных методов обучения и педагогических технологий:
5 класс - 2 часа в неделю - 70 часов в год,
35 учебных недель:
История Древнего мира – 68 часов + 2 часа
резервного времени.
6 класс – 2 часа в
неделю - 70 часов в год, 35 учебных недель:
История
средних веков – 28 часов, История России
с древнейших времен до конца 16 века – 40 часов = 68 часов + 2 часа резервного
времени.
7 класс – 2 часа в неделю - 70 часов в год, 35 учебных недель:
История
России 17-18 вв – 40 часов, Новая история, 1500-1800 гг – 28 часов = 68 часов+
2 часа резервного времени.
8 класс – 2 часа в неделю - 70 часов в год, 35 учебных недель:
История
России – 44 часа, Новая истории, 1800-1913 гг – 24 часа= 68 часов+ 2 часа
резервного времени.
9 класс – 2 часа в неделю - 70 часов в год, 35 учебных недель:
интегрированный
курс (История России, 20 век + Всеобщая история, 20 век) – 68 часов + 2 часа
резервного времени.
С целью
достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы
используются следующие:
·
формы образования – комбинированный урок, экскурсии, лекции, семинары, круглые столы,
лабораторные работы, практические работы, дискуссии; СДО (система дистанционного
обучения), самоподготовка.
Система дистанционного обучения и самоподготовка – формы
изучения учебного материала, которые
используются для обучающихся, отсутствующих в школе по уважительной причине
(больничный лист, приказ, праздничные дни
и др.)
· технологии
образования - личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающие
технологии; проблемное обучение, ИКТ,
работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную,
информационно-коммуникативную;
·
методы мониторинга знаний и умений
обучающихся – тесты, творческие работы, проверочные
работы, устный опрос и др.
·
формы и средства контроля:
Текущий контроль: исторический
диктант; составление схем и сравнительных таблиц; работа с исторической картой;
самостоятельная работа; ОСК.
Промежуточный контроль: тест, письменная проверочная работа. На основании
«Положения о текущей и промежуточной аттестации обучающихся» промежуточная
аттестация по истории проводится с 5 по
9 классы в форме теста по изучению
текущей главы в конце полугодия.
В результате
изучения истории ученик должен
знать/понимать
·
основные
этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
·
важнейшие
достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического
развития;
·
изученные
виды исторических источников;
уметь
·
соотносить
даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей
истории;
·
использовать
текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных
задач; сравнивать свидетельства разных источников;
·
показывать
на исторической карте территории расселения народов, границы государств,
города, места значительных исторических событий;
·
рассказывать
о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов;
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе
сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
·
соотносить
общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты
исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и
события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и
терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и
явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий;
·
объяснять
свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и
всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
·
понимания
исторических причин и исторического значения событий и явлений современной
жизни;
·
высказывания
собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
·
объяснения
исторически сложившихся норм социального поведения;
·
использования
знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного
саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной
и профессионально-трудовой.